Законодательство РФ не дает нам дефиниции (понятия) юридического адреса, есть понятие «место нахождения общества». Давайте разберемся, что же такое «юридический адрес» и зачем он нужен.

В соответствии со п.2. ст. 4 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 №14-ФЗ место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

п. 2 ст. 8 ФЗ от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гласит, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, место нахождения организации (юридический адрес) – это место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (директор, генеральный директор), в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Зачем нужен «юридический адрес»? 

Так как государственная  регистрация фирм (юридического лица) осуществляется по месту нахождения юридического лица, это место (юридический адрес) используется для идентификации организации. На этот адрес будет отправляться почтовая корреспонденция, в том числе уведомления из ФСС и ПФР. Этот адрес указывается в бухгалтерских документах и договорах. Документы Общества, как правило, хранятся по месту нахождения его единоличного исполнительного органа (юридический адрес). Как правило, но не всегда, т.к. законодательство предоставляет в этом вопросе право выбора: «… по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества» (ст. 50 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 №14-ФЗ).

В пакет документов для открытия расчетного счета входит документ, подтверждающий правомерность нахождения единоличного исполнительного органа юридического лица по заявленному адресу (свидетельство о собственности, договор аренды, договор субаренды и т.д.

В процессе деятельности вам необходимо будет взаимодействовать с территориальными отделениям и филиалам ИФНС, ФСС, ПФР привязанными к юридическому адресу.

Необходимо ли предоставлять документы, подтверждающие правомерность нахождения единоличного исполнительного органа юридического лица по заявленному адресу в налоговой орган при государственной регистрации юридического лица?

В соответствии с ФЗ от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы, подтверждающие место нахождения организации не входят в перечень предоставляемых документов, но учитывая требования налогового органа, связанных с борьбой с «фирмами-однодневками» без предоставления таких документов Вы скорее всего получите отказ в государственной регистрации.

Таким образом, документы подтверждающие место нахождения организации, а именно Гарантийное письмо от собственника помещения и копия свидетельства о праве собственности входят в пакет документов, предъявляемых в регистрирующий орган для регистрации нового юридического лица, либо для регистрации изменений, связанных со сменой адреса нахождения существующей организации.

Гарантийное письмо подтверждает намерения собственника помещения сдать его в аренду после государственной регистрации нового общества и предоставить юридический адрес или подтверждает факт заключения договора аренды с уже созданным юридическим лицом.

Содержание гарантийного письма

Гарантийное письмо составляется в простой письменной форме и подписывается собственником помещения (если собственник – юридическое лицо – заверяется печатью), содержит адрес (должен точно соответствовать данным в свидетельстве о праве собственности) и сведения об арендодателе, предоставляющем помещение. К письму прилагается копия свидетельства о праве собственности, заверенная арендодателем. Сотрудники регистрирующего органа в обязательном порядке проверяют сведения об адресе, поэтому при обнаружении ложной информации в государственной регистрации может быть отказано. Если адрес используется для регистраций большого количества организаций, это вызывает подозрения и может стать основанием для отказа в регистрации.